Школа решений и открытий

Школа решений и открытий

Программа «Школа решений и открытий» является дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой социально-образовательной направленности. Она включает в себя два направления работы:

  • методическое формирование навыков интеллектуального анализа, социализация и работа в коллективе, лидерских качеств у учащихся 10-17 лет;
  • развитие игровых навыков и практик, при решении интеллектуальных загадок и задач у детей 10-17 лет.

Уровень освоения – общекультурный. Программа предполагает в простых терминах и на понятном детям языке донести основы навыков работе в команде, теории принятия совместных решений, генерации новых идей.

Актуальность программы состоит в широком спектре применений теории принятий совместных решений на практике.

Педагогическая целесообразность.

В основу программы заложен принцип динамичного усложнения поставленных задач, то есть каждая очередная базовая ценность, рассматриваемая в программе, как бы надстраивает предыдущие знания, подчеркивая преемственность и последовательность процесса познания. В основе организации обучения лежит проблемно-диалогическая технология. Новые знания открываются с помощью педагога путем анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения.

Занятия проводятся с учетом игрового подхода, это позволяет повысить заинтересованность и познавательную активность детей.

Программа позволяет иллюстрировать преимущества коллективного труда над индивидуальным.

Программа сформирована с учетом необходимости чередования напряженного умственного труда и физической разрядки, что позволяет сохранять здоровье учащихся.

С учетом подготовленной программы занятия по программе «Школа интеллектуального мастерства», по сути, представляют систему развивающих интеллектуальных игр, в процессе которых учащиеся учатся выстраивать логические цепочки, анализировать ситуацию, вырабатывать варианты возможного развития событий и выхода из ситуации, выработка инвариантности ответов. Основная задача игр – получить удовольствие от коллективного труда и от коллективного «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в группах, формирование навыков коммуникативного взаимодействия. Учащиеся не замечают, что идет обучение. Вся система организации занятий воспринимается ими как естественное продолжение их игровой деятельности.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей учащихся.

Дидактической основой организации работы с учащимися в программе является следующая система дидактических принципов:

– создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

– новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его учащимися на предметной основе (принцип деятельности);

– обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

– при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостности);

– у учащихся формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

– процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

– обеспечиваются преемственные связи между дошкольной подготовкой и начальной школой (принцип непрерывности).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения в непрерывной сфере образования.

Цель программы – мотивация учащихся на расширение кругозора и дополнительное образование, развитие навыков коллективного творчества, выработка лидерских качеств, выработка умения принимать решение в сжатых временных условиях.

Задачи программы:

обучающие:

  • формирование умения работать в коллективе;
  • формирование умения слышать и слушать;
  • формирование умения обсуждать, умение сопрягать свое мнение с мнением коллектива;
  • знакомство с базовыми принципами анализа и разбора ситуаций, интегрированности обсуждения, возможности генерации версий в сжатых условиях.

развивающие:

  • формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
  • формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
  • развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
  • увеличение объёма внимания и памяти.

воспитательные:

  • формирование умения работать в команде, вести спор и корректно отстаивать свое мнение;
  • формирование профессионально значимых и личностных качеств – чувства общественного долга, трудолюбия, коллективизма, организованности, дисциплинированности.
  • формирование творческого отношения к выполняемой работе.

 Отличительной особенностью программы является то, что она реализуется в короткие сроки за счет сокращения теоретического материала, нестандартных методов изучения материала и простого объяснения сложных явлений. Это поддерживает высокую мотивацию обучающихся и результативность занятий.

Список модулей

  1. «Дано». Базовые принципы работы с исходными данными.
  2. Коллективное творчество – формы взаимодействия, распределение ролей в коллективе
  3. Лидерство – формы и методы управления коллективом.
  4. Ассоциации и эмоции – катализатор процесса поиска.
  5. Поле версий – искусство получить урожай.
  6. Вверх по лестнице, ведущей вниз: как не заблудиться в пути от простого к сложному.

Список использованной литературы

  1. Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной Российской детской психологии, 4-5 апреля 2013 г. – Под ред. Прокопьевой М.М., Находкина В.В., Ковтун Т.Ю. – М.: МЦНИП, 2013. – 208 с.
  2. Бендас Т.В. Психология лидерства. – СПб: Издательский дом «Питер», 2009. – 447 с.
  3. Блинов А.В., Матвиенко Е.В., Лихачёв В.В. Организация студенческого интеллектуального досуга. / Блинов А.В., Матвиенко Е.В., Лихачёв В.В. – М., 2015. – 68 с.
  4. Гаврилов Д., Латыпов Н., Вассерман А., Ёлкин С. Прокачай мозг методом знатоков «Что? Где? Когда?». – М.: Litres, 2017.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования: современная технология создания команд. – М.: Речь, 2011. – 289 с.

 Список литературы, рекомендованной обучающимся

  1. Андреев С. Умная книга для умного ребенка. 777 логических игр и головоломок. - Феникс-Премьер, 2016. – 240 с.
  2. Афанасьев А., Афанасьева М. Уроки лидерства для малышей. – Феникс-Премьер, 2015. – 108 с.
  3. Беккер Х. Сам себе ученый! Научные ответы на веселые вопросы: исследования и эксперименты. – Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 78 с.
  4. Маколи Д., Ардли Н. Как всё устроено сегодня. Обновлённое издание. – Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 400 с.
  5. Энциклопедия для детей. – Аванта+, 1993 – 2012.

 

Дата
Сведения